МЕХАНИЗМ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ
Эффективное использование лизинга как важного ресурсного источника для малого бизнеса опирается на базовые законодательные и нормативные акты, такие как ГК РФ, Закон РФ «О лизинге», валютное
законодательство, таможенное законодательство, налоговое законодательство, законодательство об исполнительном производстве и др.
В настоящее время правовым основанием, по которому лизинговая компания вправе приобрести предмет договора лизинга, может являться только договор купли-продажи, что исключает возможность самостоятельного изготовления или инвестирования денежных средств в предмет лизинга, заключение договора подряда, мены и т.д. В связи с этим актуальной является необходимость в рамках ГК РФ расширить правовые основания, по которым лизинговая компания вправе приобрести предмет договора лизинга.
Действующее валютное законодательство предусматривает более чем либеральный порядок осуществления валютных операций в рамках лизинговых правоотношений. Но, поскольку указанный порядок предусмотрен только инструкциями ЦБ РФ, существует потребность в его «перенесении» в текст Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Важно использовать предстоящее рассмотрение проекта новой редакции Таможенного кодекса РФ (ТК) и предложить:
· включить в проект ТК вопрос о предоставлении отсрочки упла
ты таможенных платежей лизинговыми компаниями, импорти
рующими предмет договора лизинга;
· урегулировать вопрос определения таможенной стоимости иму
щества, ввозимого на территорию Российской Федерации на
основании договора лизинга (при этом следует учесть, что Тамо
женный кодекс РФ относит решение этого вопроса к компетен
ции налогового законодательства);
· решить проблему вывоза имущества с территории Российской
Федерации в случае нарушения лизингополучателем принятых
на себя обязательств;
· отразить в новой редакции ТК ситуацию, при которой в слу
чае, когда лизингодателем выступает российская лизинговая
компания, режим временного вывоза имущества предусматри
вает специальные условия для арендных (лизинговых) право
отношений.
Остается нерешенной проблема изъятия имущества у недобросовестного лизингополучателя, в связи с чем целесообразно внести ряд изменений в законодательство об исполнительном производстве и в Закон РФ «О лизинге»:
· включить «исполнительную надпись» в перечень документов,
по которым взыскание задолженности производится в бесспор
ном порядке на основании исполнительных надписей органов,
совершающих нотариальные действия. Дополнительным осно
ванием для этого является изъятие предмета лизинга у лизинго
получателя. Причем необходимым условием здесь является
снижение размера нотариальной пошлины, взимаемой при но
тариальном удостоверении лизинговой сделки. В настоящее
время размер пошлины составляет 1,5%;
· ввести в арбитражную практику процедуру выдачи «судебного
приказа» по требованиям лизингодателя об изъятии лизингового
имущества у лизингополучателя. Аналогичная процедура предус
мотрена гражданско-процессуальным кодексом. Используя про
цедуру судебного приказа, лизингодатель имеет возможность
сократить сроки рассмотрения спорного вопроса в суде и сокра
тить расходы на уплату госпошлины;
· использовать механизм изъятия имущества у недобросовестного
лизингополучателя «судебным приставом» (исполнителем) на ос
новании заявления лизингодателя. Внедрение этого механизма
возможно при внесении соответствующих изменений в законо
дательство об исполнительном производстве и Закон РФ «О ли
зинге», предусматривающие перечень документов, прилагаемых
лизинговой компанией к заявлению об изъятии имущества, ответ
ственность лизингодателя за неправомерное изъятие предмета
лизинга и пр.
Представляется целесообразным главу 25 Налогового кодекса РФ дополнить разъяснением:
· вопроса отнесения на затраты процентов, уплаченных по кредит
ным договорам, до ввода имущества в эксплуатацию (включаются ли эти проценты в стоимость предмета лизинга или относятся к внереализационным затратам);
· определения первоначальной стоимости предмета лизинга (в частности, включаются ли в первоначальную стоимость затраты, связанные с вводом имущества в эксплуатацию).
Не менее важно отработать механизмы своевременного возврата НДС из бюджета. Возврат НДС из бюджета производится в течение многих месяцев, значительно снижая оборачиваемость капитала лизинговых компаний.
Источник
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
НАЧИНАЮЩЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Емельянов Владимир Михайлович